- FasmWorld - https://fasmworld.ru -

Учебный курс. Часть 13. Циклы и команда LOOP

До этой части все наши программы выполнялись последовательно — в них не было ветвлений и переходов. Сегодня мы научимся делать простейшие циклы. Циклом называется повторяющееся выполнение последовательности команд. Но для начала нужно научиться объявлять метки.

Синтаксис объявления меток

Метка представляет собой символическое имя, вместо которого компилятор подставляет адрес. В программе на ассемблере можно присвоить имя любому адресу в коде или данных. Обычно метки используются для организации переходов, циклов или каких-то манипуляций с данными. По сути имена переменных, объявленных с помощью директив объявления данных, тоже являются метками. Но с ними компилятор дополнительно связывает размер переменной. Метка объявляется очень просто: достаточно в начале строки написать имя и поставить двоеточие. Например:

m1: mov ax,4C00h
    int 21h

Теперь вместо имени m1 компилятор везде будет подставлять адрес комады mov ax,4C00h. Можно объявлять метку на пустой строке перед командой:

exit_app:
    mov ax,4C00h
    int 21h

Имя метки может состоять из латинских букв, цифр и символов подчёркивания, но должно начинаться с буквы. Имя метки должно быть уникальным. В качестве имени метки нельзя использовать директивы и ключевые слова компилятора, названия команд и регистров (в этом случае FASM покажет сообщение об ошибке). FASM различает регистр символов в именах меток. Можно также объявлять несколько меток на один адрес. Например:

no_error:
exit_app:
m1: mov ax,4C00h

Подробнее о синтаксисе объявления меток рассказывается в части 27 [1].

Команда LOOP

Для организации цикла предназначена команда LOOP [2]. У этой команды один операнд — имя метки, на которую осуществляется переход. В качестве счётчика цикла используется регистр CX. Команда LOOP [2] выполняет декремент CX, а затем проверяет его значение. Если содержимое CX не равно нулю, то осуществляется переход на метку, иначе управление переходит к следующей после LOOP [2] команде.

Содержимое CX интерпретируется командой как число без знака. В CX нужно помещать число, равное требуемому количеству повторений цикла. Понятно, что максимально может быть 65535 повторений. Ещё одно ограничение связано с дальность перехода. Метка должна находиться в диапазоне -127…+128 байт от команды LOOP [2] (если это не так, FASM сообщит об ошибке).

Пример цикла

В качестве примера я приведу простую программу, которая будет печатать все буквы английского алфавита. ASCII-коды этих символов расположены последовательно, поэтому можно выводить их в цикле. Для вывода символа на экран используется функция DOS 02h (выводимый байт должен находиться в регистре DL).

use16                 ;Генерировать 16-битный код
org 100h              ;Программа начинается с адреса 100h

    mov ah,02h        ;Для вызова функции DOS 02h - вывод символа
    mov dl,'A'        ;Первый выводимый символ
    mov cx,26         ;Счётчик повторений цикла
metka:
    int 21h           ;Обращение к функции DOS
    inc dl            ;Следующий символ
    loop metka        ;Команда цикла

    mov ah,09h        ;Функция DOS 09h - вывод строки
    mov dx,press      ;В DX адрес строки
    int 21h           ;Обращение к функции DOS

    mov ah,08h        ;Функция DOS 08h - ввод символа без эха
    int 21h           ;Обращение к функции DOS

    mov ax,4C00h      ;\
    int 21h           ;/ Завершение программы
;-------------------------------------------------------
press:
    db 13,10,'Press any key...$'

Команды «int 21h» и «inc dl» (строки 8 и 9) будут выполняться в цикле 26 раз. Для того, чтобы программа не закрылась сразу, используется функция DOS 08h — ввод символа с клавиатуры без эха, то есть вводимый символ не отображается. Перед этим выводится предложение нажать любую кнопку (но Reset лучше не нажимать). Для примера адрес строки объявлен с помощью метки. Символы с кодами 13 и 10 обозначают переход на следующую строку (символ 13(0Dh) называется CR — Carriage Return — возврат каретки, а символ 10(0Ah) LF — Line Feed — перевод строки . Эти символы унаследованы со времён древних телетайпов, когда текст печатался, как на печатной машинке). Так выглядит результат работы программы:

Вложенные циклы

Иногда требуется организовать вложенный цикл, то есть цикл внутри другого цикла. В этом случае необходимо сохранить значение CX перед началом вложенного цикла и восстановить после его завершения (перед командой LOOP [2] внешнего цикла). Сохранить значение можно в другой регистр, во временную переменную или в стек. Следующая программа выводит все доступные ASCII-символы в виде таблицы 16×16. Значение счётчика внешнего цикла сохраняется в регистре BX.

use16                 ;Генерировать 16-битный код
org 100h              ;Программа начинается с адреса 100h

    mov ah,02h        ;Для вызова функции DOS 02h - вывод символа
    sub dl,dl         ;Первый выводимый символ
    mov cx,16         ;Счётчик внешнего цикла (по строкам)
lp1:
    mov bx,cx         ;Сохраняем счётчик в BX
    mov cx,16         ;Счётчик внутреннего цикла (по столбцам)
lp2:
    int 21h           ;Обращение к функции DOS
    inc dl            ;Следующий символ
    loop lp2          ;Команда внутреннего цикла

    mov dh,dl         ;Сохраняем значение DL в DH
    mov dl,13         ;\
    int 21h           ; \
    mov dl,10         ; / Переход на следующую строку
    int 21h           ;/
    mov dl,dh         ;Восстанавливаем значение DL

    mov cx,bx         ;Восстанавливаем значение счётчика
    loop lp1          ;Команда внешнего цикла

    mov ah,09h        ;Функция DOS 09h - вывод строки
    mov dx,press      ;В DX адрес строки
    int 21h           ;Обращение к функции DOS

    mov ah,08h        ;Функция DOS 08h - ввод символа без эха
    int 21h           ;Обращение к функции DOS

    mov ax,4C00h      ;\
    int 21h           ;/ Завершение программы
;-------------------------------------------------------
press db 13,10,'Press any key...$'            

Как видите, всё довольно просто 🙂 Результат работы программы выглядит вот так:

Упражнение

Напишите программу для вычисления степени числа 3 по формуле a = 3n. Число a — 16-битное целое без знака, число n — 8-битное целое без знака (используйте n<11, чтобы избежать переполнения). Проверьте работу программы в отладчике (нажимайте F7 на команде LOOP [2], чтобы осуществить переход). Результаты можете выкладывать в комментариях.

Следующая часть » [3]