- FasmWorld - https://fasmworld.ru -

Учебный курс. Часть 16. Условные и безусловные переходы

Наконец-то мы добрались и до переходов! В этой части научимся программировать условные и безусловные переходы. Вообще, трудно представить себе программу без проверки условий и переходов. С их помощью в программе реализуются различные управляющие конструкции, ветвления и даже циклы.

Безусловные переходы

Безусловный переход — это переход, который выполняется всегда. Безусловный переход осуществляется с помощью команды JMP [1]. У этой команды один операнд, который может быть непосредственным адресом (меткой), регистром или ячейкой памяти, содержащей адрес. Существуют также «дальние» переходы — между сегментами, однако здесь мы их рассматривать не будем. Примеры безусловных переходов:

    jmp metka    ;Переход на метку
    jmp bx       ;Переход по адресу в BX
    jmp word[bx] ;Переход по адресу, содержащемуся в памяти по адресу в BX

Условные переходы

Условный переход осуществляется, если выполняется определённое условие, заданное флагами процессора (кроме одной команды, которая проверяет CX на равенство нулю). Как вы помните, состояние флагов изменяется после выполнения арифметических, логических и некоторых других команд. Если условие не выполняется, то управление переходит к следующей команде.

Существует много команд для различных условных переходов. Также для некоторых команд есть синонимы (например, JZ [2] и JE [2] — это одно и то же). Для наглядности все команды условных переходов приведены в таблице:

Команда Переход, если Условие перехода
JZ/JE нуль или равно ZF=1
JNZ/JNE не нуль или не равно ZF=0
JC/JNAE/JB есть переполнение/не выше и не равно/ниже CF=1
JNC/JAE/JNB нет переполнения/выше или равно/не ниже CF=0
JP число единичных бит чётное PF=1
JNP число единичных бит нечётное PF=0
JS знак равен 1 SF=1
JNS знак равен 0 SF=0
JO есть переполнение OF=1
JNO нет переполнения OF=0
JA/JNBE выше/не ниже и не равно CF=0 и ZF=0
JNA/JBE не выше/ниже или равно CF=1 или ZF=1
JG/JNLE больше/не меньше и не равно ZF=0 и SF=OF
JGE/JNL больше или равно/не меньше SF=OF
JL/JNGE меньше/не больше и не равно SF≠OF
JLE/JNG меньше или равно/не больше ZF=1 или SF≠OF
JCXZ содержимое CX равно нулю CX=0

У всех этих команд один операнд — имя метки для перехода. Обратите внимание, что некоторые команды применяются для беззнаковых чисел, а другие — для чисел со знаком. Сравнения «выше» и «ниже» относятся к беззнаковым числам, а «больше» и «меньше» — к числам со знаком. Для беззнаковых чисел признаком переполнения будет флаг CF, а соответствующими командами перехода JC [2] и JNC [2]. Для чисел со знаком о переполнении можно судить по состоянию флага OF, поэтому им соответствуют команды перехода JO [2] и JNO [2]. Команды переходов не изменяют значения флагов.

В качестве примера я приведу небольшую программу для сложения двух чисел со знаком с проверкой переполнения. В случае переполнения будет выводиться сообщение об ошибке. Вы можете поменять значения объявленных переменных, чтобы переполнение возникало или не возникало при их сложении, и посмотреть, что будет выводить программа.

use16                   ;Генерировать 16-битный код
org 100h                ;Программа начинается с адреса 100h

    mov al,[x]          ;AL = x
    add al,[y]          ;AL = x + y
    jo error            ;Переход, если переполнение
    mov ah,09h          ;\
    mov dx,ok_msg       ; > Вывод строки 'OK'
    int 21h             ;/
exit:
    mov ah,09h          ;\
    mov dx,pak          ; > Вывод строки 'Press any key...'
    int 21h             ;/

    mov ah,08h          ;\
    int 21h             ;/ Ввод символа

    mov ax,4C00h        ;\
    int 21h             ;/ Завершение программы
error:
    mov ah,09h          ;\
    mov dx,err_msg      ; > Вывод сообщения об ошибке
    int 21h             ;/
    jmp exit            ;Переход на метку exit
;----------------------------------------------------------
x         db -89
y         db -55
err_msg   db 'Error: overflow detected.',13,10,'$'
ok_msg    db 'OK',13,10,'$'
pak       db 'Press any key...$'

Команды CMP и TEST

Часто для формирования условий переходов используются команды CMP [3] и TEST [4]. Команда CMP [3] предназначена для сравнения чисел. Она выполняется аналогично команде SUB [3]: из первого операнда вычитается второй, но результат не записывается на место первого операнда, изменяются только значения флагов. Например:

    cmp al,5     ;Сравнение AL и 5
    jl c1        ;Переход, если AL < 5 (числа со знаком)
    cmp al,5     ;Сравнение AL и 5
    jb c1        ;Переход, если AL < 5 (числа без знака)

Команда TEST [4] работает аналогично команде AND [5], но также результат не сохраняется, изменяются только флаги. С помощью этой команды можно проверить состояние различных битов операнда. Например:

    test bl,00000100b ;Проверить состояние 2-го бита BL
    jz c2             ;Переход, если 2-й бит равен 0

Пример программы

Простая программка, которая выводит меню и предлагает пользователю сделать выбор. Для ввода символа используется функция DOS 01h (при вводе символ отображается на экране). В зависимости от введённого символа осуществляется переход на нужный кусок кода. Для разнообразия, я поместил данные в начале программы, а не в конце (кстати, обычно так и делают). Чтобы данные не выполнились как код, перед ними стоит команда безусловного перехода.

use16                   ;Генерировать 16-битный код
org 100h                ;Программа начинается с адреса 100h
    jmp start           ;Безусловный переход на метку start
;----------------------------------------------------------
menu    db '1 - Print hello',13,10
        db '2 - Print go away',13,10
        db '0 - Exit',13,10,'$'
select  db 13,10,'Select>$'
hello   db 13,10,'Hello!',13,10,13,10,'$'
go_away db 13,10,'Go away!',13,10,13,10,'$'
;----------------------------------------------------------
start:
    mov ah,09h          ;\
    mov dx,menu         ; > Вывод меню
    int 21h             ;/

select_loop:
    mov ah,09h          ;\
    mov dx,select       ; > Вывод строки 'Select>'
    int 21h             ;/

    mov ah,01h          ;Функция DOS 01h - ввод символа
    int 21h             ;Введённый символ помещается в AL

    cmp al,'1'          ;Сравнение введённого символа с '1'
    je c1               ;Переход, если равно
    cmp al,'2'          ;Сравнение введённого символа с '2'
    je c2               ;Переход, если равно
    cmp al,'0'          ;Сравнение введённого символа с '0'
    je exit             ;Переход, если равно
    jmp select_loop     ;Безусловный переход
c1:
    mov ah,09h          ;\
    mov dx,hello        ; > Вывод строки 'Hello'
    int 21h             ;/
    jmp start           ;Безусловный переход
c2:
    mov ah,09h          ;\
    mov dx,go_away      ; > Вывод строки 'Go away'
    int 21h             ;/
    jmp start           ;Безусловный переход
exit:
    mov ax,4C00h        ;\
    int 21h             ;/ Завершение программы

Скриншот работы программы:

Упражнение

Упражнение простое. Напишите программу для сравнения двух переменных со знаком a и b. В зависимости от результатов сравнения выведите "a < b", "a > b" или "a = b". Проверьте работу программы в отладчике. Результаты можете выкладывать в комментариях.

Следующая часть » [6]